Большие потрясения и большие надежды — наши лихие девяностые и немножко такие же лихие нулевые. В подборке про лихие «эти самые» мы собрали литературный след о времени самых динамичных преобразований постсоветского пространства, где новый тип человека вынужден во всей этой неразберихе выживать, любить и мечтать.
С ранних лет Жене говорили, что она должна быть хорошей: выучиться на переводчика, выйти замуж, родить детей. Теперь ей под тридцать, ни мужа, ни детей — только проблемы с алкоголем и непреодолимая тяга к двоюродному брату. «Сезон отравленных плодов» — о поколении современных тридцатилетних, выросших в хаосе девяностых и терактах нулевых. Герои романа боятся жить своей жизнью, да и можно ли обрести счастье, когда мир вокруг взрывается и горит?
Распад семьи Володи Кротышева выпадает на период развала страны, когда каждому (и взрослым, и ребенку) приходится делать непростой выбор и учиться жить заново. Так, герой с трудом заканчивает школу и попадает в стройбат, а после — в полулегальный бизнес сводного брата по производству памятников. Роман называют первым масштабным осмыслением «русского танатоса».
Можно предположить, что это книга о детстве и юности автора, пришедшихся на 1990-е. А может быть, это детство выдуманное, или любое человеческое, неважно. Так или иначе — это книга удивительной силы, откровенная и где-то даже жестокая, полная самой хрустальной нежности. Подростковые неврозы и бытовой постсоветский абсурд смыкаются здесь с древними сказочными архетипами и темным лесным колдовством — чтобы выйти в финале к ослепительному свету вечной детской Родины, где всё любовь и радость, и всё всегда впервые. (Юрий Сапрыкин)
Роман Михаила Гиголашвили «Кока» — продолжение наркоэпопеи «Чертово колесо». В новом произведении тема зависимости от препаратов постепенно отходит на второй план, уступая место особому взгляду на недавнюю, а отчасти и на древнюю историю. Автор дает слово маргиналам, людям из подполья, чей голос обычно не бывает слышен.
Дебютную книгу Александра Христофорова можно назвать постсоветским «Карточным домиком». Выборы, медиа, пиар, деньги, должности, предательства, секс, убийства — все ради власти. Мишель Фуко однажды заметил, что война вовсе не продолжение политики другими средствами; скорее политика — это другое агрегатное состояние войны. Эта книга как раз о том, как политика превращается в войну.
Роман Анны Тугаревой о том, как исторические катаклизмы, будучи событиями совсем не частного характера, оседают в человеке на долгие годы, мешая ему нормально жить. И в то же время (осознанно или нет, но даже в большей степени) это книга о том, как «мешает» нормально жить сама национальная принадлежность. (Владимир Панкратов)
Место действия — Таджикистан, время — гражданская война начала 1990-х. В центре романа судьба русской семьи, поневоле оставшейся в горах Памира и попавшей в руки к новым хозяевам страны.
Все, что осталось от 90-х у главного героя романа Сергея Знаева, в прошлом успешного банкира, воспоминания об успехе, долги, ссоры со старыми друзьями… Вдруг обнаруживается сын, о существовании которого он даже не догадывался. Сергей тешит себя мыслью, что в один прекрасный день он отправится на войну, где «всё всерьез», но вместо этого оказывается на другой части света…
«1993» впитал в себя едкий запах кострищ, горький вкус спирта «Рояль», скандирующие голоса и вспышки человеческой веры, надежды, любви. Многие, как показывает писатель, выходили к Дому Советов с искренним желанием наладить, отрегулировать, привести в порядок. «Что? Страну?» — можно съехидничать. Да, но и личную жизнь тоже. Именно такими — потерянными в собственных сомнениях — предстают в романе главные герои. (Анна Рябчикова)