«Готы против»
«Когда пишешь о феномене современного русского мультижанрового, универсального романа, не следует забывать: восприятие оного на Западе и у нас — две большие разницы. Вот свежий мировой бестселлер N, товар штучный. И фикшн, и нонфикшн; полифония; рассказчики ненадёжны. Семейная сага оборачивается то детективом, то притчей. Узлы связаны, заявленные ружья стреляют. Детская травма приводит к необратимому, скелеты восстают из шкафа, дворецкий не убийца, а потом — всё-таки убийца: вы и убили-с. Читаешь взахлёб, но к подобному нашему относишься с недоверием.
"Готские письма" — это и травелог, и эпистолярный жанр, и журналистика, и публицистика, и мистическая филология, и вставные новеллы. Отсюда в книге то самое мультижанровое. А ведь это далеко не всё. Будет житие, будут земноводные (привет "Роковым яйцам" Булгакова), будет Краткий курс Иордана, будет почти сатириконовский юмор, будет история Готского добровольческого батальона и фантасмагорический Игорь Стрелков. Звучит несколько безумно — а всё потому, что универсальные романы нужно не пересказывать, а читать. При этом странные на первый взгляд "Готские письма" — гимн чистому, непрактичному знанию, культуре в первичном смысле этого слова, когда не нужно завлекать ни читателя, ни мецената. Отсюда в книге философское. Без этого не стремящегося заинтересовать и угодить искусства на длинной невозможно выиграть, на короткой - тошно жить. Маркетингу, таргетингу, рынку, "целевой аудитории" и подобному можно противопоставить, увы, лишь одно. Выручит "старая добрая проверенная внутренняя эмиграция" — уйти в себя, как прадеды в феоды. Жаль, что всё вышло именно так.»
Фрагмент рецензии «Готы против» Ивана Родионова на роман финалиста премии «Ясная Поляна» Германа Садулаева «Готские письма».
Издательство "Лимбус Пресс"
Проголосовать за роман в номинации «Выбор читателей» можно по ссылке >>>
Полный текст рецензии выйдет в субботу, 23 октября, на портале Горький.