«Опалённые души»
"Название книги давало надежду на религиозный дискурс, но религиозным оказался не только аспект, поворот, подача: книга — это духовная история человека, сложно пережитая и сложно рассказанная. Вот, кажется, знакомый композиционный прием: история почти из наших дней (1980–1990-е) переплетается с историей святых из глубины веков (III век от Рождества Христова). Будет похоже на «Мастера и Маргариту»? Вовсе нет. Книга о Га-Ноцри создавалась героем современной истории, а здесь история святых создает героя нового времени. Чуть ближе к лихановскому тип соотношения разновременных повествований, предложенный братьями Вайнерами в «Визите к Минотавру» и «Лекарстве против страха» (какими бы разными ни были Лиханов и авторы детективов с двойным дном). У Вайнеров герой старой истории «работает» на героя истории новой: делает его образ объемнее, интертекстуальнее даже.
Исторична ли книга Лиханова? Автор следует древним источникам в повествовании о Киприане и Иустине, свидетельствам очевидцев (в первую очередь прототипа Сашки — Героя СССР Валерия Буркова) в афганских и постафганских главах. Писатель даже чрезмерно старателен в описании боевой техники — но, может быть, это для кого-то важный довод в пользу достоверности. Лиханов не ставит вопроса о смысле и политической оправданности войны, добравшейся до дальних уголков нашей страны гробовым свинцовым эхом. В его книге война — с анекдотом про «родную Афганщину» за минуту до боя, с матом, страхом, безумием, милосердием, верой и безверием. С долгим, почти как радиационное облучение, эффектом воздействия, опаляющим душу".
Фрагмент из рецензии Алевтины Бояринцевой «Опалённые души» на роман финалиста премии «Ясная Поляна» Дмитрия Лиханова «Звезда и Крест». Издательство "Эксмо", 2020.
Полностью текст рецензии можно прочитать на портале Горький. Проголосовать за книгу можно на сайте премии www.yppremia.ru