Скинуть гранатовые оковы
При упоминании фамилии Куприн — в литературном контексте, разумеется — у рядового читателя сразу же возникает первая, а зачастую и единственная ассоциация — «Гранатовый браслет». Кто-то может вспомнить «Поединок» или «Яму», но именно «браслет» накрепко приковал Александра Куприна к массовому читательскому сознанию. Поэтому повесть Максима Гуреева, представляющая собой художественное осмысление юношеского этапа жизни писателя, выглядит смелой попыткой разорвать устоявшийся шаблон.
Гуреев создает вокруг личности Куприна определенный миф, мастерски обыгрывает его и тем самым придает своей повести некий пограничный характер. По одну сторону этой границы — литературоведы, любители классики, просто искушенные читатели; по другую — аудитория, мыслящая связкой «Куприн-школа-гранатовый-браслет». Кажется, что может быть лучше для произведения, если оно рассчитано на любой уровень подготовки, но на деле получается казусное — ни вашим, ни нашим.
Знатоки литературы подумают, что автор временами слишком вольно обходится с биографией писателя, наполняя ее излишним психологизмом и даже мистицизмом. Второе, но куда более многочисленное сообщество читателей может не сразу понять, что в основе книги лежат фрагменты реальной биографии. И тут надо сделать важное замечание: пограничное состояние не делает повесть плохой, оно придает ей определенную спорность и неоднозначность. Последнее странным образом даже идет ей на пользу.
Фрагмент рецензии участника @shkola.kritiki Кирилла Копылова на повесть финалиста премии «Ясная Поляна» Максима Гуреева «Любовь Куприна». Журнал «Новый мир», № 10, 2020.
Полностью прочитать рецензию можно на портале Горький. Ссылка на голосование за повесть Максима Гуреева на сайте премии www.yppremia.ru